Исполнители:

Брянский городской оркестр народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Владимира Осипова,

Брянский городской академический хор под управлением заслуженного артиста РФ Марио Бустилло,
хормейстер Татьяна Сапожкова,

Брянский городской камерный оркестр под управлением заслуженного артиста РФ Эдуарда Амбарцумяна,

Ансамбль «Ватага» под управлением Александра Колесникова,

заслуженный  работник  культуры РФ Анатолий Сафронов,

актриса Брянского театра драмы им. А. К. Толстого, заслуженная артистка РФ Светлана Рязанцева,

режиссура концерта: Анатолий Рудницкий и Владимир Дубинин.
Ведущая Ирина Анопко,
Дирижёр Владимир Осипов.

Особенностью этого концерта является совместное выступление на сцене трёх ведущих коллективов города: народного и камерного оркестров и хора. Опыт подобного рода уже имел место быть в Брянске: в 2006 году В. Дубинин написал произведение «Венок Шостаковичу» к 100-летию со дня рождения великого советского композитора, которое не раз с успехом исполнялось в Брянске и Москве.

В первом отделении концерта прозвучат два шедевра С. Прокофьева и

Г. Свиридова, давно уже ставшие классикой русского и мирового искусства.

Кантата Прокофьва будет исполнена почти целиком (6 номеров из 7), кроме 6-го номера «Ледовое побоище», требующее большого симфонического состава. Кажется, это первое исполнение кантаты в Брянске. Каждый из шести номеров будет сопровождаться кадрами из одноимённого кинофильма С. Эйзенштейна, (составлены В. Дубининым), что, безусловно должно усилить впечатление зрителя (особенно молодого, которого ожидается на концерте немало) и помочь ему лучше прочувствовать всю силу и прелесть гениальной музыки этого произведения.

Следующим номером программы будет хорошо знакомая брянскому слушателю сюита Г. Свиридова «Метель». Выбор этого чудесного произведения продиктован

общей тематикой концерта, посвящённой войне 1812 года (ведь действие Пушкинской «Метели» происходит именно в ту незабвенную для русского человека эпоху), а также желанием отделить и оттенить два героико-патриотических произведения, окаймляющих всю программу.

*         *         *

Второе отделение будет посвящено премьере нового сочинения В. Дубинина «Война и Жизнь» на стихи М. Ю. Лермонтова.

По словам автора, поиск темы для будущего сочинения, посвящённого войне с Наполеоном проходил очень непросто. Много музыкального материала уже было написано, а вот сам сюжет долго, как говорится, «не шёл в руки». Всё значительное на эту тему казалось уже написанным и повторять великих мастеров вовсе не хотелось. Наконец, после долгих поисков выбор пал на знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Но и тут возникли проблемы: как его подать? Как преподнести столь популярное, известное всем стихотворение, чтобы не впасть в банальность, не уронить его значения?

«Перед каждым, уважающим себя художником, обязательно должна стоять сверхзадача», - говорит В. Дубинин, - «мне, как композитору, представлялось интересным найти и выразить в этом, известном каждому школьнику, произведении что-то такое, что ещё никто в нём не видел и не выразил. Это и была для меня сверхзадача, работа над которой  превратилась в крайне занимательное занятие».

Отказавшись от первоначального плана использовать всё стихотворение, композитор решил его несколько расширить, показать не только героизм русского солдата, через рассказ старого ветерана, участника той войны (исп. А. Сафронов), но и то, ради чего нужен был этот героизм, из каких глубинных пластов русской души он возник и что носил в сердце каждый русский солдат. Одним словом, то, что помогло победить. Так появилась идея духовного составляющего нашей армии, выраженного в номере «Молитва», написанном на текст подлинной православной «молитвы перед сражением», полной смирения и покорности воле Божией, и, вместе, исполненной большой нравственной силы:

Пресвятая Богородице, спаси нас!
Святый Архистратиже Михаиле, споборствуй нам!
Святый Ангеле Хранителю, не отступи от мене!
Вси святи молите Бога о нас!
Во имя твое, господи, гряду,
Да будет воля твоя!

Этот номер открывает сочинение и исполняется одним хором a capella.

В противовес ему в иной, ликующей, победной манере написан номер «Песня французских воинов» (хор с оркестром), ставший здесь своеобразным гимном Великой армии, выражающим её общее настроение и веру в правоту своих идей:

Вперёд, о славные сыны,
Солдаты Франции милой!
Пусть солнце победы великой страны
Заблещет на ваших штыках!

Текст этого номера основан на некоторых мыслях Наполеона (о величии французской нации и необходимости «раздавить Россию» для блага всех народов Европы), выраженных им на острове Святой Елены и переведённых автором в стихотворную форму.

И Францией станет им мир наречён,
Париж -  столицей мира
И каждый будет в нём обречён
На счастье, любовь и покой!

Удаль и отвага нашего солдата отображена в ещё одном «не лермонтовском» номере – «солдатских частушках на Бородинском поле» (исп. «Ватага»). Здесь композитор хотел показать не столько беспечность русских перед опасностью, сколько необыкновенную силу юмора, сопутствующую нашим воинам во все времена и помогающим им также как и духовная молитва, но в ином качестве выстоять в самые страшные и тяжёлые минуты и  сохранить силу духа и веру в победу.

Как по нашему по полю шли французы на парад,
Ну, а я не растерялся: лупанул по ним заряд!

Все эти номера чередуются с текстом лермонтовского стихотворения в рассказе ветерана и составляют одновременно контрастную и, вместе с тем, полную картину события, где человеческие, личные чувства перемежаются со сценами общего стихийного действия.

Заканчивается сочинение несколько неожиданно, появлением… новой жизни.  По словам В. Дубинина, в течение работы над сочинением его не оставляла мысль о том, что какая бы страшная не была война, в человеческих силах сделать так, чтобы она сменилась новой, счастливой жизнью, чтобы новый родившийся на земле человек не знал ужасов и страданий, выпавших на долю его предков. Об знали наши люди в 1812 году, потому и отдавали свои жизни почти не задумываясь только для того, чтобы другие люди чувствовали себя счастливыми. Для такого финала было найдено великолепное стихотворение всё того же Лермонтова «Ребёнка милого рожденье…»

Стихотворение это уводит от войны и в тоже время показывает ради чего всё: ради чего жизнь, смерть, война, страдание, счастье…» Оно как бы и продолжает цепь событий сразу после войны

Да будет он отца достоин,
Как мать его прекрасен и любим

и переносит в наши дни, оставляя прошлое в дымке истории и неся в себе залог нравственного совершенства человека:

Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невридим!

Стихотворение это будет звучать на фоне музыки в исполнении актрисы Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого Светланы Рязанцевой.

Все солисты будут выступать в этом произведении в костюмах той эпохи. А. Сафронову был заказан русского солдата в Доме моды, а для французского генерала и русского полковника, В. Дубинин (исполняющий обе эти роли) сделал костюмы сам (не первый его опыт подобного рода: к последнему своему музыкальному спектаклю «От Эллады до Техаса», который состоялся этой весной в Брянском театре драмы, он также делал некоторые костюмы и музыкальные инструменты разных эпох. Кроме того выступление «ансамбля «Ватага» привнесёт элемент театрализации исполнения.

Режиссёрские задумки этого произведения будут осуществлены автором в сотрудничестве с А. Рудницким, что будет уже третьим в этом сезоне их совместном проектом (первыми двумя были музыкальные спектакли В. Дубинина    «Сказка о попе и о работнике его Балде» и «От Эллады до Техаса»). А. Рудницкий также  появится на сцене в качестве исполненителя одной из ролей.

Концерт обещает быть достойным завершением юбилейного года, года 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года.