22 марта в Брянском драматическом театре имени А. К. Толстого состоится премьера спектакля «КИРИЛЛИН ДЕНЬ» (Сцены из трагедии Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного»). Премьерные спектакли пройдут до конца сезона.

«Смерть Иоанна Грозного» одна из самых известных пьес русского поэта золотого века насыщена большой творческой биографией. Она всегда являлась поводом для деятелей культуры в высказывании на тему «государство и власть», «правитель и народ», «тиран и жертва». Наиболее значимые спектакли, поставленные по ней, отражали свое время и умонастроение его общества.

На рубеже 19 и 20 веков, через год после открытия Московского Художественного театра в 1899 году К. С. Станиславский ставит «…Грозного» и играет в этом спектакле главную роль. Через небольшое время его сменяет Вс. Э. Мейерхольд. Эта роль становится знаковой для великого реформатора русской сцены. И так будет всегда.  Образ Грозного царя во все времена остается лакмусовой бумажкой в восприятии обществом своего правителя, своего «грозного царя» - и в истории, и в культуре. От дореволюционных – А. Курбского (одного из первых российских диссидентов), В. Татищева, Н. Карамзина, С. Соловьева, до советских - М. Покровского, А. Зимина, С. Веселовского, и нынешних – В. Кобрина, Р. Скрынникова, С. Переверзева и других.

По сегодняшний день история правления Иоанна Грозного излагается в параметрах «двух Иванов» - великого правителя, собирателя русских земель и лютого тирана с параноидальными характеристиками.

До сих пор выдающимся явлением в культуре остается фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» как апологетика сталинского режима. Последний по времени фильм об Иоанне Грозном «Царь», поставленный режиссером Павлом Лунгиным в 2009 году - дань западнической, европейской традиции в трактовке образа Грозного вызвал оживленную зрительскую дискуссию.

Неоднозначный, сложный и глубокий образ царя в 1965 году создал замечательный советский русский актер Андрей Попов в спектакле Леонида Хейфеца «Смерть Иоанна Грозного» в театре Советской Армии.

К этой пьесе обращались многие провинциальные российские театры. Императорские театры – Александринский и Малый также внесли свою лепту в историю постановок по этой пьесе.  На памяти зрителей относительно недавняя постановка Малого театра «Царь Иоанн Грозный» с Александром Михайловым в главной роли.        

У Брянского театра драмы имени А. К. Толстого своя театральная биография, связанная с поэтом, имя которого он носит. С 1927 по 2005 год театр восемь раз включал в свой репертуар спектакли по произведениям А. К. Толстого. К трагедии «Смерть Иоанна Грозного» театр обращается во второй раз.

Готовящаяся по этой пьесе нынешняя премьера «Кириллин день» имеет свою интригу. Конечно, в первую очередь, эта премьера приурочена к юбилею поэта, но этот спектакль не имеет привычную «датскую» подоплеку. В первую очередь, неформальное отношение к пьесе связано с именем приглашенного на постановку режиссера – Анатолия Слюсаренко, спектакли которого всегда отличались неоднозначным личностным творческим подходом к избранному им драматургическому материалу. Режиссер отмечает, что ему, как и автору интересна не летопись в театре, а правда художника. «А. К.  Толстой, - говорит А. Слюсаренко, не назвал свою трагедию как жизнь и кровавые деяния русского православного царя, а назвал «Смерть Иоанна Грозного». О чем мечтает царь Иоанн? Он прекрасно понимает, что власть не дает свободы, она требует жертвы.»

Для режиссера очень важны простота и ясность изложения, а поэтический текст, будучи редким явлением сегодня на драматической сцене, дает повод не только к тщательной, скрупулезной работе с исполнителями, но и к образному символическому постановочному, пространственному и художественному решению.

В постановочной группе работают хорошо известные в России и за рубежом приглашенные Брянским театром мастера - театральный художник Игорь Капитанов и художник по костюмам Андрей Климов.