Управление культуры Брянской области
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности
на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов
на 1 января 2012 года
Содержание:
Введение

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления культуры Брянской области на 2011-2013 г. (далее – Доклад) подготовлен в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в РФ, представленных в Правительство РФ Минкультуры РФ 31.05.2006 г. № 1192-01-27-АС, постановления администрации Брянской области от 23.07.2008г. №713 «Об утверждении программы совершенствования управления общественными финансами Брянской области (2008-2010 годы) и в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 23.06.2009г. №613 «Об утверждении плана мероприятий по проведению административной реформы в Брянской области в 2009-2010 годах».

Подготовка Доклада осуществлена в целях расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации принципа эффективного использования бюджетных средств.

В соответствии с Положением об управлении культуры, утвержденным постановлением администрации Брянской области от 10.01.2008 № 2 управление культуры Брянской области является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке стратегических программ развития отрасли культуры, реализации государственной политики в области культуры и искусства на территории Брянской области.

В своей деятельности управление культуры Брянской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Основы законодательства РФ о культуре», Уставом Брянской области, нормативно-правовыми актами Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны и сохранения культуры, законами РФ и Брянской области в сфере культуры и искусства, приказами и инструкциями Министерства финансов РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, нормативными правовыми актами областной Думы, администрации Брянской области, Положением об управлении культуры Брянской области.

Управление культуры осуществляет контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении государственных областных учреждений культуры и искусства, государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, государственных автономных учреждений культуры, государственного унитарного предприятия, а так же обеспечивает координацию работы по реализации государственной культурной политики органов местного самоуправления Брянской области.

I. Цели, задачи и показатели деятельности

Основой для определения стратегических целей управления культуры Брянской области являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере культуры и искусства, а также связанные с необходимостью обеспечения указанных прав приоритеты государственной политики в сфере культуры и искусства.

Управление культуры Брянской области видит свою миссию:

- в сохранении и трансляции богатейшего культурно-исторического опыта и традиций, влияющих на ход экономических, правовых, образовательных реформ региона;
- в формировании духовно богатого и гармонично развитого молодого поколения;
- в организации и оказании методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований области в реализации государственной культурной политики на территории области.

Основными стратегическими целями государственной политики в области культуры Брянской области являются:

1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.
2. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.
3. Повышение качества финансового менеджмента.

Таблица 1. Вклад стратегических целей управления культуры в достижение стратегических приоритетов региона.

Цели управления культуры / Региональные цели (приоритеты) Повышение уровня и качества жизни населения Создание потенциала для будущего развития региона
Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям. ** ***
Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни. ** ***
Повышение качества финансового менеджмента. ** ***

Обозначения: *** - решающий вклад; ** - существенный вклад; * - определенный вклад.

Цель 1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям.

Достижение данной цели направлено на реализацию положений следующих федеральных законов Российской Федерации: от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 29 декабря 1994 года №78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции Федерального закона № 183-ФЗ от 27.10.2008г.), от 15 апреля 1998 года № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, законов Брянской области от 7 апреля 1999 года № 23-З «О культурной деятельности на территории Брянской области», от 11 октября 2006 года № 90-З «О библиотечном деле в Брянской области», от 5 апреля 2000 года № 18-З «О музейном деле в Брянской области», от 8 февраля 2006г. № 11-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области».

Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим из условий формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно на формирование мировоззрения подрастающего поколения.

Обеспечение данного права осуществляется, главным образом, через создание условий и предоставление возможности различным категориям населения Брянской области на получение свободного доступа к культурным ценностям: памятникам истории и культуры, музейным и библиотечным фондам, к истокам русской национальной культуры, традиционной культуре Брянской области.

Достижение первой стратегической цели предполагает решение двух практических задач:

Задача 1.1. Сохранение и охрана культурного и исторического наследия Брянской области.
Задача 1.2. Создание условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, к информации и знаниям.

Задачи, которые решаются управлением культуры и организациями культуры при достижении первой цели - обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям - направлены на главный результат – это увеличение численности жителей Брянщины, посещающих музеи, исторические места Брянщины, включение объектов культуры в сферу туризма и сохранение нематериальных культурных ценностей.

Проведенный анализ свидетельствует о возрастающем интересе жителей области к историческому прошлому, что свидетельствует о потребности общества в музейной деятельности. На основании статистических данных по итогам 2009 года и оперативных данных по итогам 2010 года посещение музеев Брянской области значительно возрастает.

Показатели деятельности учреждений культуры в реализации этой цели отражают результаты целенаправленной работы по поиску новых форм предоставления информации через создание автоматизированных каталогов, увеличения количества особо ценных экспонатов и единиц хранения, в отношении которых выполнены реставрационные работы, проведения через сеть Интернет гражданских форумов с представителями местного сообщества.

1.1. Сохранение и охрана культурного и исторического наследия Брянской области

Указанная задача реализуется в соответствии с полномочиями по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 06.10.1999 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом Брянской области в сфере культуры.

Согласно общепринятому трактованию понятий, культурными ценностями являются:

- недвижимые памятники истории и культуры;
- уникальные музейные экспонаты, литературные фонды, произведения искусства, уникальные и особо ценные предметы материальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, искусства, науки и техники, традиционной народной культуры.

Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение как для Российской Федерации в целом, так и для Брянщины в частности.

Необходимость сохранения культурного наследия обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности музейных и библиотечных фондов, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

Актуальными направлениями государственной политики в отношении музеев, являющихся социальными институтами, занимающимися сохранением, использованием и популяризацией культурного наследия, являются:

- формирование соответствующего имиджа музея, делающего его привлекательным, способным оказывать влияние на развитие социокультурной ситуации и решение социальных проблем региона;
- расширение спектра услуг, предоставляемых музеями, расширение разнообразия форм деятельности и её актуализация в соответствии с выявленными интересами и потребностями реальных и потенциальных посетителей;
- обеспечение адекватного развития процессов информатизации, связанных как с оцифровкой наиболее значимых музейных предметов и коллекций, так и с ведением комплектования, учёта и хранения музейных фондов и др.

Для улучшения деятельности музеев и библиотек в области будет продолжена компьютеризация учреждений, перевод на электронные носители библиотечных и музейных фондов, разработка и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных фондов и коллекций, а также реализацию программ комплексного развития Мемориального комплекса «Партизанская Поляна» и литературно-мемориального музея А. К. Толстого в селе Красный Рог Почепского района; осуществление работ по обеспечению сохранности музейных предметов и музейных коллекций, созданию электронного каталога музейных предметов, оцифровки наиболее ценных музейных предметов и музейных коллекций; совершенствование научно-просветительской деятельности музеев области, направленной на расширение спектра услуг, форм и методов обслуживания жителей области.

В целях сохранения и обеспечения безопасности музейных и библиотечных фондов важными направлениями деятельности являются: пополнение и использование рассматриваемых фондов, хранение и перевод на современные виды носителей фондов, внесение данных о единицах фондового хранения в электронные каталоги, обновляемость фондов библиотек и пополнение музейных фондов. Особо важным результатом явится создание условий по обеспечению пожарной безопасности и сохранности музейных и библиотечных фондов, осуществление контроля за состоянием и применение современных мер по модернизации систем охранно-пожарной сигнализации. Способствуют решению этой важной задачи работы по реставрации, консервации фондов, работы по улучшению условий хранения особо ценных фондов.

Базовым элементом государственной политики по сохранению культурного наследия является сохранение традиционной народной культуры как самой массовой формы культурной деятельности.

Приоритетными являются направления работы по исследованию и финансированию основных направлений, видов, жанров и форм региональной народной художественной культуры посредством проведения фольклорно-этнографических экспедиций, поддержки носителей традиционной народной культуры, популяризации системы ценностей, характерной для наших предков, развития системы общественных музеев народной культуры, комнат крестьянского быта. Эта работа позволяет сохранить и транслировать культурное историческое наследие Брянской области для будущих поколений.

1.2. Создание условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям.

Решение задачи по созданию условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, к информации, знаниям предполагает развитие библиотечного дела, культурно-просветительной деятельности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Предоставление этих услуг должно осуществляться на принципах, гарантирующих права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Расширение доступа различных категорий населения области к культурным ценностям достигается управлением культуры также через создание иных форм государственных учреждений – государственных автономных учреждений культуры.

С целью обеспечения свободного доступа к культурным ценностям и информации предполагается создание качественно новой системы информационно - библиотечного обслуживания населения Брянской области, обеспечение модернизации деятельности библиотек. Необходимо расширение круга задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе. Задача библиотек – обеспечение информационной и культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов и центра.

Целями государственной политики в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый, полный и свободный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.

Приоритетными направлениями в рамках данной задачи являются:

- организация и стимулирование процесса модернизации (реформирования) библиотек и библиотечного дела в целом;
- содействие созданию инфраструктуры библиотечного дела, развитию профессионального сознания в русле общемировых тенденций и ценностей демократического общества, развитию профессиональных коммуникаций, в том числе международных.

В реализации направления предоставления свободного и равного доступа всех слоев населения Брянской области к культурным благам важнейшим также является поддержка государственных и муниципальных организаций культуры, создание благоприятных условий для развития культурной деятельности граждан, а с этой целью модернизация инфраструктуры сферы культуры и искусства области.

Приоритетной задачей управления культуры Брянской области с 2006 года является достижение важнейшего результата модернизации сферы культуры – ежегодного увеличения количества отремонтированных объектов культуры.

Также управление культуры Брянской области ставит перед собой задачу и по достижению ощутимых результатов по дальнейшей компьютеризации сферы культуры.

Приобретение музыкальных инструментов, концертных костюмов, оснащение световым и музыкальным оборудованием, специализированным автотранспортом позволяет создать благоприятные условия для развития творческого потенциала Брянщины и посещения учреждений культуры различными категориями населения Брянской области.

Цель 2. «Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни».

Данная цель направлена на реализацию прав граждан на участие в культурной жизни, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, установленных в ст.44 Конституции РФ, федеральными, областными Законами о культуре и культурной деятельности.

Деятельность управления культуры Брянской области и учреждений культуры и искусства в рамках реализации указанной цели в планируемом периоде будет направлена на:

1. Обеспечение дальнейшего развития системы непрерывного художественного и культурологического образования; расширение гуманитарного и массового начального художественного образования и эстетического воспитания;
2. Обеспечение свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
3. Сохранение лучших традиций русского театрального и исполнительского искусства;
4. Развитие системы фестивалей и конкурсов, как важнейшего механизма совершенствования профессионального уровня народного самодеятельного творчества.
1. Обеспечение дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров, специалистов в области управления и организации субъектов сферы культуры.

Важнейшим целевым показателем второй цели – обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни – управление культуры определяет увеличение числа учащихся детских школ искусств на 1000 детей области.

Можно сказать, что данный показатель во всем мире считается основным для определения уровня культуры населения.

Брянщина по этому показателю находится практически на одном уровне с Россией, а в некоторые годы даже опережает. Это говорит о достаточно серьезном творческом потенциале жителей области и позволяет сделать вывод о перспективах улучшения качества жизни населения Брянщины.

Достижение второй стратегической цели предполагает решение следующих практических задач:

Задача 2.1. Сохранение и развитие творческого потенциала Брянской области.
Задача 2.2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального диалога.

2.1. Сохранение и развитие творческого потенциала Брянской области

В соответствии с Федеральными законами «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «Об общественных организациях» и законом Брянской области «О культурной деятельности на территории Брянской области» каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями. Профессиональным творческим работникам гарантируется обеспечение авторского права и смежных прав, право на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства и художественно-профессиональной деятельности, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Стимулирование творческого процесса служит одним из основных методов поддержки развития отрасли культуры. Это направление расходов бюджетных средств, по которому ясно выражается результат, заключающийся в непосредственном создании культурного продукта.

Реализуя государственную политику в области развития театрального и музыкального искусства, управление культуры создает условия по формированию отношений социального партнерства общества и театрально-концертных организаций и обеспечивает поддержку общественных творческих организаций сценического и музыкального искусства.

В целях укрепления творческих кадров театров и филармонии в Брянском колледже культуры и искусств осуществляется подготовка студентов по специальности специализация «актер театра и кино», «актер театра кукол».

В основе партнерских взаимоотношений органов управления с одной стороны и театров с другой положен принцип реализации театрами, филармонией социального заказа на создание спектаклей, концертных программ с учетом интересов различных категорий населения, продолжающих лучшие мировые и отечественные традиции профессионального искусства.

На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной экономики особую значимость приобретает непрерывность воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития отечественной системы художественного образования. В предыдущий период при действенной поддержке администрации Брянской области и Брянской областной Думы была сохранена полностью система начального и среднего профессионального образования сферы культуры и искусства

В настоящее время идёт реализация проекта преобразования государственных областных учреждений среднего профессионального образования в государственное областное учреждение высшего профессионального образования с трехступенчатой системой подготовки специалистов в сфере культуры. В 2009 году сделан ещё один шаг в этом направлении – ГОУСПО «Брянский областной музыкальный колледж» и ГОУСПО «Брянское художественное училище» объединены в ГОУСПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства».

Решение первой задачи направлено на достижение многих результатов, в числе которых приоритетными являются:

Увеличение количества специалистов отрасли культуры, включенных в процесс непрерывной системы повышения квалификации и получения дополнительных знаний по сфере деятельности, увеличение доли выпускников ССУЗов сферы культуры, работающих в учреждениях культуры и искусства области и увеличение числа посещений театров и концертных организаций населением Брянской области. Расширение репертуара театрально-концертных организаций за счет осуществления постановок произведений российских авторов и увеличение количества отечественных фильмов на экранах кинотеатров области также являются приоритетными показателями деятельности при решении этой задачи управлением культуры.

2.2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального диалога

Искусство, художественное творчество играет исключительную роль в укреплении единого культурного пространства. В Брянской области, являющейся приграничной областью, приоритетной задачей является укрепление культурного сотрудничества приграничных областей России, Украины и Белоруссии.

В рамках данного направления Брянская область также обеспечивает создание условий для развития конкуренции и роста потребительского спроса посредством разработки и реализации комплекса мер, направленных на организацию и поддержку проведения национальных, этнических, фольклорных фестивалей, смотров, поддержки национальных культурных центров, расширение внутриобластного и внутригосударственного культурного обмена.

В рамках решения этой задачи значимым направлением деятельности управления культуры Брянской области является развитие искусства, художественного творчества, увеличение количества любительских объединений, творческих самодеятельных коллективов как действенного инструмента в преодолении культурной изоляции граждан в условиях трансформации российского общества.

На достижение значимых результатов при решении этой задачи направлены также и мероприятия по патриотическому воспитанию граждан страны, содействию их взаимообогащения, мобилизации потенциала творческой интеллигенции в целях создания образов положительных героев для художественных произведений, рассчитанных на различные возрастные и социальные группы населения, расширению гастрольно-концертной деятельности профессиональных коллективов в районах Брянской области, издательской деятельности, постановки спектаклей.

Решение второй задачи позволит достичь главного социального результата – преодоления культурной изоляции личности, вовлечение граждан в социально-культурную среду Брянщины и России в целом.

И здесь основными результатами являются:

- увеличение числа клубных формирований области увеличение количества зрителей на всех культурно-общественных акциях, проводимых на Брянщине, что позволит использовать огромный потенциал культуры и искусства в решении социальных проблем современного общества при формировании основных направлений социально-экономического развития Брянской области, в международной политике как инструмент политического влияния и создания позитивного образа Брянщины и России.

Основные показатели, характеризующие достижение стратегических целей и реализацию тактических задач управления культуры Брянской области, приведены в Приложении 1.

Цель 3. «Повышение качества финансового менеджмента в сфере культуры».

Достижение данной цели направлено на обеспечение эффективности и результативности использования бюджетных средств и, как следствие тому, предоставление государственными учреждениями культуры более качественных услуг населению.

Деятельность управления культуры Брянской области и государственных учреждений культуры и искусства в рамках достижения указанной цели направлена на реализацию бюджетного послания Президента Федеральному Собранию, мероприятий программы реформирования системы управления общественными финансами, утверждённой постановлением администрации Брянской области от23.07.2008г. №713 «Об утверждении программы совершенствования управления общественными финансами Брянской области (2008-2010 годы).

Повышение качества финансового менеджмента предполагает решение задачи:

- внедрение бюджетного финансирования ориентированного на результат.

Приоритетными направлениями деятельности управления культуры Брянской области в рамках задачи являются:

- разработка перечня государственных услуг, оказываемых населению Брянской области государственными учреждения культуры и искусства, учёт потребности в предоставлении услуг государственными учреждениями культуры;
- разработка административных регламентов предоставления государственными учреждения культуры и искусства государственных услуг юридическим и физическим лицам;
- мониторинг соответствия качества предоставляемых государственных услуг региональным стандартам качества;
- повышение самостоятельности государственных учреждений культуры путём перевода учреждений в форму автономных учреждений( 2009 год – 3 ГАУК, 2010 год – 6 ГАУК, 2011 год – 9 ГАУК);
- переход от финансирования деятельности учреждений к выделению субсидий на оказание государственной услуги. Формирование с 1 января 2009 года государственных заданий на оказание услуг с целью увязки объёмов и качества оказания государственных услуг;
- осуществление в рамках организации внутреннего контроля и аудита мероприятий по контролю за организацией процесса бюджетного (бухгалтерского, управленческого) учёта в подведомственных учреждениях.

II. Расходные обязательства и формирование доходов

Общий объем исполняемых управлением культуры Брянской области расходных обязательств в отчетном периоде (2009 год) – 272365 тыс. руб., в текущем периоде (2010 год) – 261856 тыс. руб., в плановом периоде: 2011 год – 300688 тыс. руб., 2012 год – 251439 тыс. руб., 2013 год – 249915 тыс. руб.

В 2009 году в условиях резкого снижения собственной доходной базы областного бюджета и как следствие тому, сокращения бюджетных средств на 25 процентов, расходные обязательства формировались с учётом обеспечения финансирования первоочередных расходов, связанных с выплатой заработной платы и начислений на неё, стипендий, социальных выплат учащимся из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коммунальных услуг, с уплатой налогов (на имущество, транспорт, земельный налог). В целях обеспечения в полном объёме финансирования первоочередных расходов сокращались расходы на реализацию мероприятий областных целевых и ведомственных программ.

В качестве основы для определения объемов бюджетного финансирования на 2010 год применялись объемы бюджетного финансирования на 2009 год, рекомендуемая финансовым управлением Брянской области индексация расходов 2010 года к уровню 2009 года:

оплата труда с начислениями - не более 100%;
оплата коммунальных услуг – не более 111%;
работы, услуги по содержанию имущества – не более 100%;
услуги связи и транспортные услуги – не более 80%;
социальное обеспечение населения – не более 100%;
расходы на выплату стипендий – не более 100%;
оплата прочих работ, услуг – не более 70%;
расходы на уплату налогов (налог на имущество, транспортный налог и земельный налог) в полном объёме - 4 квартала;

Объёмы бюджетного финансирования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определены, согласно указаниям финансового управления Брянской области.

При формирование бюджетных проектировок предельным бюджетом предусмотрено:

- повышение оплаты труда работников учреждений на 110% с 1.12. 2010 года (оптимизация штатной численности подведомственных учреждений);
- страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 34,2%;
- увеличение расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с предельными индексами роста цен и с учётом проведения мероприятий по энергосбережению и повышения энергоэффективности;
- уплату налогов и сборов, включая налог на имущество, транспортный налог и земельный налог – в полном объёме.

Ассигнования на финансирование других расходов предусматривались на уровне 2010 года.

При формировании структуры расходных обязательств (объёмов финансирования в разрезе кодов бюджетной классификации) учитывались приоритетные направления расходования бюджетных средств (выполнение функций бюджетными учреждениями, субсидии на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг автономными учреждениями), на обеспечение реализации принятых законодательных и других нормативных актов, заключённых договоров и соглашений, сокращение неэффективных расходов.

Расчет расходов по каждой статье производился на основе фактических затрат предыдущего периода, конкретных целей и задач деятельности, а также отдельных действующих нормативов (нормативов расходов на оплату труда, ком мунальные услуги, горюче-смазочные материалы, командировочные расходы и т.д.).

Для структуры расходных обязательств на 2009 - 2013 годы характерно увеличение доли бюджетных средств, выделяемых на выполнение заданий учредителя по оказанию услуг населению области автономными учреждениями, в общей сумме ассигнований (2009 год – 3%, 2010 год – 10%, 2011-2013 год – 30%).

Реализация бюджетных обязательств обеспечит поступления в областной бюджет платежей (налоги на имущество и транспорт), получение государственными учреждениями культуры, образовательными учреждениями культуры и искусства, государственными автономными учреждениями культуры платных услуг, как дополнительный источник поступления доходов для выполнения уставных функций и возмещения расходов, связанных с оказанием государственных услуг (Приложение 3).

III. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность

Достижение поставленных целей и задач управлением культуры Брянской области как главным распорядителем бюджетных средств осуществляется и посредством участия в реализации долгосрочных целевых и ведомственных программ, а также посредством внепрограммной деятельности.

В 2009 году управление культуры Брянской области принимало участие в реализации следующих долгосрочных целевых программ:

- «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы («Культура Брянщины»)» - управление культуры является разработчиком, заказчиком и исполнителем программы;
- «Дети Брянщины» (2007-2010 годы), подпрограмма «Одаренные дети» 2007-2010 годы» - управление культуры – разработчик и исполнитель мероприятий;
- «Демографическое развитие Брянской области на 2008-2010 годы» - управление культуры – разработчик и исполнитель мероприятий;
- «Дети Брянщины» (2007-2010 годы), подпрограмма «Дети и семья», направление «Семья с детьми инвалидами» (2007-2010 годы) - управление культуры – разработчик и исполнитель мероприятий;
- «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов (2007-2010 годы)» - управление культуры – разработчик и исполнитель мероприятий;
- «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту (2007-2009 годы)» - управление культуры – разработчик и исполнитель мероприятий.

Кроме того, в 2009 году решение задачи по сохранению и охране культурного и исторического наследия Брянской области осуществлялось путём реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений культуры Брянской области» (2009-2011 годы).

Удельный вес ассигнований долгосрочных целевых и ведомственных программ в общем объёме ассигнований управления культуры Брянской области составил 29%.

В 2010 году ввиду сокращения объёмов финансирования и в целях обеспечения финансирования социально-значимых расходов достижение поставленных целей и задач осуществлялось посредством реализации двух долгосрочных целевых программ:

- «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы («Культура Брянщины»)» и «Дети Брянщины» (2007-2010 годы), подпрограмма «Одаренные дети» 2007-2010 годы».

В 2010 году удельный вес ассигнований долгосрочных целевых и ведомственных программ в общем объёме ассигнований управления культуры Брянской области составил 20%.

В 2011-2013 годах в пределах выделенных ассигнований управление культуры Брянской области будет принимать участие в реализации долгосрочных целевых программ:

- «Культура Брянщины» (2011-2015 годы);
- подпрограмма «Одарённые дети» долгосрочной целевой программы «Дети Брянщины» (2011-2015 годы);
- «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области» (2011-2015 годы);
- «Энергосбережение Брянской области» (2011-2015 годы).

Доля расходов, формируемых в рамках долгосрочных целевых программ, в общем объёме расходов составит:

2011 год – 18%
2012 год – 15%
2013 год – 14%

Подробные сведения о бюджетных долгосрочных целевых программах управления культуры представлены в Приложении №4.

IV. Распределение расходов по целям, задачам и программам

Общий объем расходов по управлению культуры Брянской области на 2009 год – 272365тыс. руб., 2010 год – 261856 тыс. руб., 2011 год – 300688 тыс. руб., 2012 год – 251439 тыс. руб., 2013 год – 249915 тыс. руб..

В 2009 – 2010 годах распределение средств по целям, задачам управление культуры Брянской области проводило на основании сложившегося исторического опыта, тенденций общероссийской практики, а также с учетом перспектив развития отрасли.

Главная закономерность в распределении расходов в этом периоде заключается в том, что нет резкого разрыва в объеме бюджетных расходов между первой целью и второй. Это говорит о равнозначности для развития отрасли расходование бюджетных средств на сохранение культурных ценностей и объектов культуры (цель 1) и поддержка непосредственных носителей культуры, граждан, включенных в социально-культурную деятельность (цель 2).

Достижение целей и задач осуществлялось за счёт программных и не программных средств.

В 2009 – 2010 годах приоритетной задачей, которая решалась в рамках средств долгосрочной целевой программы «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Брянской области на 2006-2010 годы («Культура Брянщины») стало «Создание условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, к информации и знаниям». Важнейшим результатом решения данной задачи является модернизация сферы культуры – увеличение количества отремонтированных учреждений культуры. В 2009 году отремонтировано 28 муниципальных и 7 государственных учреждений культуры, в 2010 году соответственно 23 и 7.

В 2011-2013 годах в связи с сокращением расходов на реализацию долгосрочных целевых программ в общем объёме ассигнований (2011 год – 18%; 2012 год – 15%; 2013 год – 14%) достижение целей будет осуществляться в основном за счёт не программной деятельности.

Особенно важно отметить, что из общего объема расходов, распределенных по целям и задачам, объем бюджетных расходов, который предусматривается ежегодно по отрасли «Культура» на проведение мероприятий, составляет всего от 5% до 6% средств.

Информация о распределении бюджетных расходов по целям и задачам представлена в Приложении 5.

В настоящий период в качестве основных факторов, влияющих на объем потребности в оказании услуг в сфере культуры и искусства области, а также исполнение установленных нормативно - правовыми актами РФ и Брянской области обязательств, входящих в сферу компетенции управления культуры выделяются:

на макроэкономическом уровне:

• уровень доходной части областного бюджета;
• достигнутый уровень социально-экономического развития страны и Брянской области;
• исторические традиции культурного поведения населения;
• рост спроса платежеспособного населения;
• уровень инфляции.

на отраслевом уровне:

• рост потребности в квалифицированных кадрах для отрасли;
• необходимость развития материально-технической базы подведомственных управлению культуры организаций, обусловленная ростом их аварийности, увеличением требуемых объемов работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
• рост социальной востребованности и, следовательно, посещаемости музейных экспозиций, выставок и иных культурно-досуговых мероприятий;
• необходимость обеспечения безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий, а также объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции и др.;
• необходимость расширения объемов внебюджетного финансирования, в т.ч. общественных пожертвований и спонсорской поддержки;
• необходимость доведения заработной платы работников культуры до уровня средней в сфере экономики.

V. Результативность бюджетных расходов

В 2009 году управлению культуры Брянской области для достижения стратегических целей и решения практических задач из областного бюджета были выделены средства соответственно в сумме 272,4 тыс. руб.

На реализацию и обеспечение права доступа граждан к культурным ценностям в 2009 году управлением культуры Брянской области направлены средства в сумме 120703,6 тыс. руб. или 44,3 проц. от общего объёма бюджетных средств, в 2010 году – 108408,4 тыс. руб. или 41,4 проц. от общего объёма финансирования.

Предельные бюджетные средства позволили достичь следующих результатов:

- количество музейных экспонатов и единиц хранения – 2009 год - 286,2 тыс. ед., 2010 год – 380,07 тыс. ед. (2008 год - 272,8 тыс.ед., т. е. увеличение за 2 года составило – 107,27 тыс. ед. За 2011-2013 годы количество музейных экспонатов будет увеличено ещё на 15 тыс. ед.
- доля музейных экспонатов и единиц хранения библиотечного фонда, внесённых в электронные каталоги от общего количества музейных фондов и библиотечных фондов в 2009-2010 годах составила – 2,9 процента (в 2008 году – 2,2 процента).

Планируется, что в 2011-2013 годах доля музейных экспонатов и единиц хранения библиотечного фонда, внесённых в электронные каталоги от общего количества музейных фондов и библиотечных фондов составит 3 проц.;

Увеличение результативности вышеперечисленных показателей способствовало повышению интереса жителей области к историческому прошлому, о чем свидетельствуют следующие показатели.

Если в 2009 году показатель посещаемости музеев составил 725,5 тыс. чел., то (2008 год - 658,7 тыс. чел.), то в 2010 году – 938,7 тыс. чел.

В результате, в 2009-2010 годах каждый второй житель области посетил музей. Целевое значение показателя на 2011-2013 годы – посещение музея каждым жителем области раз в год.

Значимым мероприятием реализуемым в рамках решения задачи по сохранению и охране культурного и исторического наследия Брянской области является проведение в государственных учреждениях культуры энергосберегающих мероприятий.

В 2009-2010 годах данное мероприятие реализовывалось за счёт не программных средств. Показатель характеризующий результативность проведения мероприятия – «Доля государственных учреждений культуры, осуществляющих реализацию энергосберегающих мероприятий, составил в 2009 году – 21 проц., в 2010 году – 30 проц.

С 2011 года проведение в государственных учреждениях энергосберегающих мероприятий будет осуществляться в том числе и за счёт средств долгосрочной целевой программы «Энергосбережение Брянской области» (2011-2015 годы). В результате планируемое значение показателя результативности мероприятия составит в 2001 году – 70 проц., в 2012 году – 85 проц., в 2013 году – 92 проц.

В целях создания условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям в 2009 году направлены средства в сумме 58316 тыс. руб. или 21,4 процентов от общего объема предельных бюджетов, в 2010 году соответственно 53631 тыс. руб. – 20,5 процентов (2011 год – 79471 тыс. руб., 2012 год – 42000 тыс. руб., 2013 год – 40784 тыс. руб.).

В 2009-2010 года в первую очередь бюджетные средства были направлены на решение управлением культуры и учреждениями культуры задачи по продвижению чтения среди населения Брянщины и увеличения количества читателей в Брянской области.

О реализации поставленной задачи свидетельствует тот факт, что в 2009 году посещаемость библиотек составила 4443 тыс. чел., в 2010 году – 4546 тыс. чел. Таким образом, в 2009-2010 годах каждый житель области посетил библиотеку в среднем 3 раза.

Увеличилась и доля населения, являющегося читателями библиотек области в численности населения Брянской области: 2008 год – 44,2 проц., 2009 год – 45,4 проц., 2010 год – 46,1 проц.

Увеличению числа читателей способствовал рост количества библиотек, оснащенных компьютерной техникой. Доля библиотек, оснащённых компьютерной техникой в 2009 году составила 24,3 проц., в 2010 году – 29,4 проц.

В 2011-2013 годах планируется увеличение доли библиотек, оснащённых компьютерной техникой и имеющих выход в Интернет до 40 проц., в том числе за счёт средств долгосрочной целевой программы «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области» (2011-2015 годы).

Важнейшим результатом решения задачи по созданию условий для расширения доступа различных категорий населения области к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, знаниям и информации является укрепление материально-технической базы учреждений сферы культуры - увеличение количества отремонтированных учреждений культуры. В 2009 году отремонтировано 28 муниципальных и 7 государственных учреждений культуры, в 2010 году соответственно 23 и 7 учреждений.

В результате доля отремонтированных объектов культуры в общем объёме объектов увеличилась и составила в 2009 году – 8 проц., в 2010 году – 10,4 проц. К 2013 году планируется увеличение доли отремонтированных учреждений культуры в общем объёме объектов до 16,3 проц.

Также управлением культуры Брянской области достигнуты в 2009- 2010 годах ощутимые результаты по дальнейшей компьютеризации сферы культуры. Доля организаций сферы культуры, обеспеченных светозвуковым и специальным оборудованием, музыкальными инструментами и костюмами в общем объёме организаций культуры, нуждающихся в обеспечении составила в 2009 году – 9 проц., в 2010 году – 17 проц. (2011-2013 годы до 20 проц.).

Приобретение музыкальных инструментов, концертных костюмов, оснащение световым и музыкальным оборудованием, специализированным автотранспортом способствовало созданию благоприятных условий для развития творческого потенциала Брянщины.

Достижение управлением культуры Брянской области цели по обеспечению прав граждан к культурным ценностям в 2009 году равнозначно осуществлялось как за счёт средств долгосрочных целевых программ, так и не программных средств. С 2010 года в результате сокращения средств на реализацию долгосрочных целевых программ увеличилась доля не программных средств в решение задач в рамках вышеназванной цели (2010 год – 59 проц., 2011 год - 2013 годы – 70 проц.).

На обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни в 2009-2010 годах направлено соответственно 49,7 и 53,8 процентов от о бюджета отрасли.

В пределах этих средств решались задачи:

- сохранение и развитие творческого потенциала Брянской области;
- создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального диалога.

Основными показателями, характеризующими эффективность использования бюджетных средств по реализации вышеперечисленных задач являются:

- число учащихся детских школ искусств на 1000 детей области – 126 человек в 2009 году и 127 человек в 2010 году (в 2008 году - 82 человек);
- среднегодовое количество студентов в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства. В 2009 году этот показатель составит 858 чел.
- число посещений театров и концертных организаций - 390,9 тыс. чел., в 2010 году - 452,8 тыс. чел., т.е. каждый третий житель области посмотрел спектакли областных театров или посетил концерт филармонии.

Увеличению посещаемости населения Брянщины областных театров и филармонии во многом способствовала обновляемость репертуара учреждений. Доля новых театральных постановок и концертных программ в общем колличестве спектаклей и концертных программ составила в 2009 году – 15 проц., в 2010 году – 16 проц.

Решение задачи по сохранению и развитию творческого потенциала в 2009-2010 годах так же было направлено на увеличение количества специалистов отрасли культуры, включенных в процесс непрерывной системы повышения квалификации и получения дополнительных знаний по сфере деятельности.

Доля специалистов отрасли культуры, принимавших участие в курсах повышения квалификации, обучающих мастер-классах, стажировках, семинарах от общего числа специалистов составляет ежегодно около 70 проц.

На решение задачи по созданию условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального диалога направлено из бюджет управление культуры в 2009 году 60,1 проц. бюджетных средств, в 2010 году – 4,9 проц. (2011-2013 годы в среднем 4,5 проц.).

Мероприятия, которые проводились в рамках выделенных средств были направлены на преодоление культурной изоляции личности, вовлечение граждан в социокультурную среду Брянщины и Росси в целом.

Основными показателями, характеризующими эффективность бюджетных расходов направленных на решение задачи явилось:

- число посещений культурно-досуговых мероприятий: 2009 год – 7360 тыс. чел.; 2010 год – 8088 тыс. чел.
- посещение каждым жителем области культурно-досуговых мероприятий в среднем 6 раз;
- доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры – 91 проц.
- посещение спектаклей и концертных программ театрально-концертных организаций в период гастролей в районах области – 177,3 тыс. чел. в 2009 году, 201 тыс. чел. в 2010 году.

Приоритетными направлениями деятельности управления культуры Брянской области в рамках решения задачи по внедрению принципов бюджетного финансирования, ориентированного на результат являются:

- разработка перечня государственных услуг, оказываемых населению Брянской области государственными учреждения культуры и искусства, учёт потребности в предоставлении услуг государственными учреждениями культуры;
- разработка административных регламентов предоставления государственными учреждения культуры и искусства государственных услуг юридическим и физическим лицам;
- мониторинг соответствия качества предоставляемых государственных услуг региональным стандартам качества;
- повышение самостоятельности государственных учреждений культуры путём перевода учреждений в форму автономных учреждений (доля автономных учреждений в общем количестве государственных учреждений культуры в 2009 году – 19 проц., в 2010 году – 35 проц., в 2011 году - 53 проц.);
- формирование государственных заданий на оказание услуг с целью увязки объёмов и качества оказания государственных услуг (доля государственных учреждений культуры, выполнивших государственное задание на оказание услуги в 2009-2010 годах составила – 100 проц.);
- осуществление в рамках организации внутреннего контроля и аудита мероприятий по контролю за организацией процесса бюджетного (бухгалтерского, управленческого) учёта в подведомственных учреждениях.