Народные художники СССР, действительные члены Российской академии художеств, лауреаты Государственных премий СССР, РСФСР и Правительства Российской Федерации, премии Союзного государства Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачёвы более 65 лет радуют зрителя удивительным совместным творчеством.

В 2017 году, 10 ноября, старшему из братьев – Сергею Петровичу, ветерану Великой Отечественной войны, живописцу, который более десятилетия возглавлял Союз художников РСФСР, исполняется 95 лет. В связи с этой датой на родине братьев Ткачёвых, 14-15 ноября в Брянске и в г.Карачеве состоятся торжественные мероприятия, отдающие дань их высокому служению искусству. 

 

Жизнь, судьба и творчество 

  • «Горные хребты русской культуры состоят из вершин,
    а не плоскогорий»
  • Д.С. Лихачёв

Творческое наследие братьев Ткачёвых – одна из ярких страниц отечественной культуры. Расцвет их таланта пришёлся на 60–70-е годы XX века, искренне и правдиво открыв для зрителя новые страницы истории, обогатив живопись глубиной и свежестью композиционного мышления, эмоциональностью сочного живого мазка. Вобрав в себя лучшие традиции реалистической живописи, они наряду с А. Пластовым, Г. Коржевым, В. Стожаровым, и другими художниками, обращавшихся в своём творчестве к созданию объёмно-пространственной картины, стали продолжателями великого наследия русской живописи и классиками отечественного изобразительного искусства второй половины XX столетия.

Их соавторство уникально своеобразным художественным методом коллективной работы, что определяется искусствоведами сегодня как феномен братьев Ткачёвых. Вместе с тем каждый из них – творческая индивидуальность, обладающая особенностями живописного темперамента, тяготеющая к определённым композиционным решениям и своеобразной манере письма. Это всегда отмечалось как преподавателями, так и друзьями, коллегами по цеху. Ю. П. Кугач, народный художник СССР, во вступительной статье к каталогу «Алексей и Сергей Ткачёвы. Выставка произведений» в 1979 году писал: «С первых же самостоятельных работ они показывают редкий дар совместного творчества. Дополняя друг друга, внося в работу каждый своё, создают удивительно цельные, гармоничные, глубокие по содержанию картины».

 Процесс сотворчества известных художников, писателей всегда вызывал интерес зрителя. Братья Ткачёвы никогда не интриговали загадочностью своей совместной работы, отвечая по-простому: «Наш творческий метод строится на полном доверии и уважении друг к другу».

Родившись в многодетной крестьянской семье на Брянщине, где испокон веков жили их деды и прадеды, они с детства наряду с осознанием тяжести каждодневного труда на земле органично восприняли любовь к простому народу и к скромной, светлой красоте русской природы. Именно эти придеснянские земли, курганы, где «бушевала» некогда жизнь древнего Вщижа, «льющуюся на отдыхающее поле чистую и тёплую лазурь», лес, «околдованный чародейкою-зимой», и в тоже время «бедные селенья» и «скудную природу» воспел в своих стихах Ф. И. Тютчев, появившийся на свет в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда.

Имя великого поэта было почитаемо не только в семье братьев Ткачёвых, но и во всей округе. Старшие братья художников учились в школе для крестьянских детей, основанной на средства Марии Фёдоровны, дочери Тютчева, в замужестве Бирилёвой. (Здание сохранилось до наших дней и входит в комплекс Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг»). Крестьянами, живущими в живописных местах на землях рода Тютчевых, значимость поэзии знаменитого земляка ощущалась на каком-то генетическом уровне. Дед художников по отцовской линии, Афанасий Васильевич, уважаемо прозванный односельчанами Жезлой, вероятно, за его должность старосты села Молотино, не без гордости говорил: «Мы не какие-нибудь, а тютчевские». Неграмотный, он вряд ли знал что-либо из стихов Тютчева, но о поэте будущие известные живописцы впервые услышали именно от деда.

Фёдор Иванович, долго живший за границей, свято верил: «чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле». Уже много позже его убеждение стало определяющим и в творчестве Ткачёвых. В центре внимания их художественных интересов всегда стояла русская деревня, которая была у братьев в крови, простой человек, с его переживаниями, многообразием чувств, которыми наполнена жизнь, осознанием счастливых и трагических событий в истории страны, подчас кардинально изменявших судьбы людей.

«Творческие замыслы часто рождались там, где родились мы сами», – признавались художники. Одно из свидетельств этому – широко известная картина «Между боями», ставшая первым из произведений братьев Ткачевых, вошедших в собрание Государственной Третьяковской галереи. Представленная на Первой республиканской выставке «Советская Россия» в 1960 году, она привлекла внимание многих крупных мастеров того времени, таких как С. Герасимов, А. Пластов, Е. Кибрик, оценивших композиционные и живописные достоинства полотна и особо отметивших правду времени, переданную авторами, по словам президента Академии художеств Б. Иогансона, «с большой силой и убедительностью».

Идею картины Алексей и Сергей Ткачёвы почерпнули из рассказов отца, исполнявшего в первые послереволюционные годы обязанности заведующего социалистическим клубом в Овстуге. Вместе со своими товарищами он занимался приобщением народа к грамоте. Рассказы отца удивительным образом совпали с впечатлениями других людей, архивными документами и материалами. Явление это было типичным для всей России – в годы Гражданской войны в стране повсеместно шла культурная революция. И братья Ткачёвы, равняясь в своём творчестве на классические образцы русской национальной школы искусства, создали не просто сюжетно-повествовательное произведение, иллюстрирующее определённый этап в жизни молодой Республики Советов.

В картине «Между боями» художники воссоздают портрет эпохи, во многом облечённой пафосом гражданственности и благородства, — такое было время. Обобщая образы крестьян в красноармейских шинелях, заскорузлыми пальцами с трудом выводящих буквы под руководством молоденькой учительницы, авторы доводят их до символического звучания. И нет ни малейшего сомнения, что эти образы написаны непосредственно с натуры. Эта работа и сегодня, несмотря на «перевес» интереса публики, в том числе и среди профессионалов, в сторону изучения «неофициального искусства» того времени, вызывает у молодого искушённого зрителя восхищение своей композицией, «долгой временной протяжённостью», глубиной.

Впрочем, как и другие полотна братьев Ткачёвых, которые отличаются не только досконально разработанным сюжетом, глубиной мысли и ясностью её изложения, но и высоким художественным мастерством, плотностью и силой живописи. Люди, события, запечатлённые в картинах братьев Ткачёвых, воспринимаются как часть живой жизни, потому что художники-реалисты писали искренне о том, что им дорого и близко. В этом и проявляется одна из характерных черт феномена их удивительного соавторства – быть до конца правдивым перед собой, перед временем. А времена жизненного и творческого становления мастеров были нелёгкие.

Вскоре после смерти деда Жезлы многодетная семья Ткачёвых (четверо детей родилось до революции 1917 года, ещё четверо, в том числе и будущие художники, после октябрьских событий) перебралась в город Бежицу (с 1956 года крупнейший административный район города Брянска). Отец Пётр Афанасьевич и старший брат Серафим работали на заводе «Красный Профинтерн» (сегодня Брянский машиностроительный завод). Выпускавший паровозы-гиганты, он не только «кормил» большой рабочий город и объединял людей, подчиняя их своему распорядку. Завод был центром, который выражал общность жизненных интересов того времени. Так, под патронажем предприятия проходил городской Пушкинский конкурс, приуроченный к 100-летию со дня гибели поэта и ставший одним из памятных в творческом становлении будущих художников братьев Ткачёвых. За иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, выполненных в технике акварели, 12-летний Алексей и 15-летний Сергей были удостоены денежных премий, а газета «Бежицкая правда» впервые разместила на своих страницах небольшие портреты самих юных художников. Возможно, этот небольшой эпизод, произошедший 80 лет назад, стал одним из этапов осознания желания заниматься живописью профессионально.

Первые азы изобразительной грамотности братья получили в Бежицком доме пионеров, порог которого переступили в 1932 году. Для них он навсегда остался «храмом искусства», где их первые учителя Н. Г. Васильев, В. И. Влазнев, А. И. Масленко, к которым у братьев Ткачёвых на всю жизнь сохранилось глубокое уважение и благодарность, учили не только рисовать с натуры, лепить из глины, мастерить макеты, но и воспитывали в них стремление быть образованными и культурными людьми.

Основы творчества художников братьев Ткачёвых были заложены на брянской земле, где прошли их детство и юность среди синеющих далей с «угрюмым лесом», у «лучистой на зное реки», в среде, где каждодневный труд был нормой, материальной и моральной основой бытия. И, где бы потом они ни работали – в Витебске, где Сергей до Великой Отечественной войны учился в художественном училище, в Уфе, куда во время войны в эвакуацию отправился Алексей, будучи учащимся Московской средней художественной школы, в Москве, где оба брата получали образование в художественном институте им. В. И. Сурикова, в Белоруссии, где они вместе стали работать, — ощущение жизненной правды, которое должно оставлять произведение искусства, натурной работы, было для художников определяющим.

Сюжеты картин им подсказывала сама жизнь. Среди программных произведений братьев Ткачевых, представленных в крупнейших музеях России, включая Третьяковскую галерею и Русский музей: «На родной земле», «Между боями», «Хлеб республики», «Матери», «На древнем Вщиже», «У колодца», «Сенокосная пора», «Ветреный день», «Детвора», «В колхоз», «Дети войны», «Май 1945», «Лихолетье». Один из современных исследователей назвал творчество знаменитых художников гимном русскому крестьянину ХХ века, выявляя в нём дальнейшее развитие венециановской традиции, несущей людям правду о жизни русского крестьянства. В творениях наших современников гармонично соединяются любовь к простому народу и к скромной, светлой красоте русской природы, как и в широко известных полотнах А. Г. Венецианова. Так же, как и великий предшественник, Алексей и Сергей Ткачёвы исходят из натуры, проникают в её сущность, находя в жизни прекрасное, возвышенное и поэтичное. Главное для них – возвысить человека, показать, как прекрасна земля и труд человеческий.

Герои картин живописцев – это родные, соседи, друзья, земляки с Брянщины, жители тверской земли. Здесь в районе знаменитой Академической дачи имени Ильи Репина в Вышневолоцком районе Тверской области братья Ткачёвы проработали более пятидесяти лет. Они не только обрели здесь творческую свободу, но и создали лучшие свои произведения.

Одним из таких является большое монументальное полотно «Матери». Избрав предельно простой сюжет, буквально выхваченный из жизни (на скамейке рядышком сидят женщины разного поколения), авторы, благодаря художественным средствам и таланту ощущения бытийности обычного мгновения, придают этой житейской сцене символико-метафорический характер. Неумолимый ход времени, нарождающиеся и стареющие в этой вечности люди – это тема рождения и смерти, бессмертия природы, поднятая художниками и решённая просто и выразительно через образ женщины-матери. Всё это включает картину в ряд национальных достояний отечественной культуры.

По времени создания произведений творчество братьев Ткачёвых рассматривают в рамках социалистического реализма. Интересно в связи с этим напомнить, что включённая в экспозицию Всесоюзной художественной выставки 1961 года картина «Матери» была раскритикована чиновниками и поставлена в ряд невыставляемых. Это произошло из-за отсутствия оптимистической составляющей, что являлось одной из характерных черт соцреализма, и искажения образа советской матери, по мнению министра культуры Е. Фурцевой. Ряд мастеров, в том числе и А. Пластов, поддержали молодых художников. В каталог выставки данная работа вошла под названием «На скамейке». Благодаря такому компромиссу картина смогла остаться в выставочном пространстве, а впоследствии попала в Государственную Третьяковскую галерею. Для братьев Ткачёвых гражданская позиция известного художника, внёсшего огромный вклад в развитие национальной культуры и ставшего для живописцев одним из примеров страстного служения искусству, была очень важна. Ведь написанную Платовым картину «Ужин тракториста» тоже в своё время критиковали за мнимую грубость, приниженность и незнание жизни.

Образно пишет об этой истории в своей книге «Мастера» Игорь Долгополов. На выставке в 1958 года в Лондоне, президент Королевской академии художеств Чарльз Уиллер, поражённый полотном Пластова, произнёс: «Как много даёт такое искусство! Реализм. Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть!»

Внимание к содержательному реалистическому искусству России, в том числе и работам Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачёвых, присутствует и сегодня – за последние несколько лет в Китае, Америке были изданы альбомы-фолианты с репродукциями их картин.

Творчество братьев Ткачёвых, талантливых продолжателей традиций русской реалистической живописи, не мысливших себя и своё искусство в отрыве от жизни, от забот и чаяний своего времени является примером для современного поколения художников. Более сорока лет, с 1976 года, они руководят творческой мастерской живописи Российской академии художеств, продолжая в своей педагогической деятельности традиции, которые восприняли от выдающихся Учителей: С. В. Герасимова, И. Э. Грабаря. Из стен творческой мастерской живописи РАХ вышла целая плеяда мастеров, своей деятельностью определяющих основные художественные направления изобразительного искусства наших дней. Среди них Н. Зайцев, Д. Белюкин, Н. Колупаев, А. Грицай, Г. Чайников, М. Абакумов, С. Смирнов, С. Андрияка, Д. Шмарин и другие.

С 1995 года на родине народных художников СССР плодотворно работает Музей братьев Ткачёвых, который стал за эти годы одним из признанных центров культуры на Брянщине, активно популяризирующий реалистическое искусство России. В музее, являющемся филиалом Брянского областного художественного музейно-выставочного центра, действует постоянная экспозиция живописи, графики и исторических документов братьев Ткачёвых. Более 200 работ – безвозмездный дар художников малой Родине – заложили основу собрания, которое сегодня насчитывает более 1000 произведений. Среди них полотна, ставшие классикой русского изобразительного искусства второй половины XX века, а также подготовительные этюды и наброски к произведениям разных лет. Уникальность коллекции, включающей в себя, в том числе, индивидуальные живописные и графические работы Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачёвых, позволяет реализовывать разноплановые тематические экспозиционно-выставочные проекты. Среди последних: «Литературные образы живописи братьев Ткачёвых», «Эхо войны», «О родной земле с любовью...», «Есть в русской женщине божественная сила», «Глубинкою сильна Россия», «В краю родном», «Колокола России», «Зарубежный цикл. Италия».

С 2010 года в Музее братьев Ткачёвых действует художественная студия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Деятельность музея в области приобщения юного поколения к наследию художественной культуры активно приветствуется Алексеем Петровичем и Сергеем Петровичем Ткачёвыми, ведь путёвку в мир большого искусства они сами получили в художественной студии Бежицкого дома пионеров. «Встречаясь в музее со студийцами, школьниками, студентами художественных училищ, нам приятно видеть их молодые лица, одержимые страстью к искусству. Кто знает, может быть, среди них зреют новые Пластовы, Корины, Конёнковы».

В середине ноябре на Родине знаменитых художников, почётных граждан Брянской области в связи с юбилеем Сергея Петровича Ткачёва пройдут торжественные мероприятия, в которых примут участие губернатор и члены Правительства Брянской области, представители Российской академии художеств, художники, искусствоведы, видные представители культуры России.

В рамках празднования состоится награждение победителей III Международного триеннале детского изобразительного творчества им. А. П. и С. П. Ткачёвых. Учрежденный с подачи директора Брянского областного художественно музейно-выставочного центра Елены Петровны Клюевой на базе филиала «Музей братьев Ткачёвых», конкурс проводится с 2011 года. Он продолжает традицию выявления и поддержки одарённых в области художественного творчества детей. Эта традиция имеет прямое отношение к биографии творческого союза братьев Ткачёвых. Так, в 1938 году журнал «Юный художник» объявил Всесоюзный конкурс на лучший рисунок, посвященный жизни и быту советских людей. Конкурс назывался «Наша Родина». Алексей принял участие в нём большой композицией и был удостоен первой премии. В этом же году он был приглашён в Московскую среднюю художественную школу юных дарований, что предопределило дальнейшую судьбу обоих братьев.

Творчество братьев Ткачёвых – явление в отечественной культуре. Феномен их сотворчества на протяжении многих лет пытаются выявить как специалисты, так и любители изобразительного искусства. Среди, несомненно, правдивых характеристик – высокое мастерство в создании объёмно-пространственной картины, живой язык «пленэрной живописи», досконально проработанная внутренняя драматургия, единая творческая и жизненная позиция, беззаветная преданность искусству, систематический труд и суровая требовательность к себе. Перефразируя известное высказывание про писателей, о братьях Ткачёвых можно сказать смело: «Художник – не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать…» Истинные творцы, они не могут жить вне искусства. Как писал Ю. П. Кугач, «непрерывная, постоянная работа – содержание их жизни».

Одно из основных достоинств живописи Ткачёвых – это искренность в проявлении чувств и выражении вечных ценностей, которые они изобразительным языком излагают просто и свободно. Так, как делал это и их выдающийся земляк, поэт-философ Ф. И. Тютчев, писавший о том, что близко и дорого, понятным и красивым русским слогом.

Начав свой жизненный и творческий путь в глубинке, братья Ткачёвы сполна отдают дань благодарности родной брянской земле, где по Тютчеву:

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

В том краю, где Алексея Петровича и Сергея Петровича всегда ждут и всегда им рады. Там, где Музей братьев Ткачёвых, в котором живёт наследие живописцев, классиков отечественного реалистического искусства.