В Брянске открылся юбилейный XXX Международный фестиваль современного искусства им. Николая Рославца и Наума Габо.

Прологом к фестивалю стал любимый и популярный у специалистов традиционный детский – юношеский конкурс исполнителей современной музыки, в котором приняли участие десятки талантливых юных музыкантов-воспитанников детских школ искусств Брянщины. Важно отметить, что аналогов такого конкурса в других регионах страны нет, а на Брянской земле давно и успешно сформированы условия для раннего приобщения подрастающего поколения музыкантов и художников к современным тенденциям искусства.

Наиболее интересные творческие результаты как обычно показали музыканты в номинации «Студенты колледжа». Оргкомитет фестиваля отобрал к торжественному открытию фестиваля наиболее самобытные яркие выступления воспитанников колледжа.

Первый концерт XXX фестиваля состоялся на сцене Брянского областного колледжа искусств, на базе которого в восьмидесятые годы был создан дискуссионный клуб «Аподион», ставший главной региональной платформой для продвижения идей современного искусства и давший толчок к рождению и развитию музыкального фестивального движения в области современного искусства. У истоков клуба стоял замечательный композитор, педагог, виртуозный скрипач, общественный деятель Марк Ефимович Белодубровский.

Об истории и перспективах фестиваля, об исключительном вкладе Марка Ефимовича Белодубровского в дело пропаганды, изучения творчества и увековечения памяти композитора – авангардиста Николая Рославца, рассказали слушателям Светлана Анатольевна Полякова и Наталья Александровна Сомова.

Первый фестивальный концерт стал панорамным представлением о путях развития музыкального искусства стран Европы и США в 20 веке, эту пеструю, многокрасочную и, нередко, противоречивую картину представили студенты музыкального отделения и выпускники колледжа разных лет. Блестящим дополнением к концертной программе стал изящный вернисаж студентов отделения изобразительного искусства колледжа.

Концерт был открыт исполнением Академическим хором колледжа (рук. Ирина Игоревна Орлова) выдающегося хорового произведения acapella Марка Ефимовича Белодубровского «Кантаты» «Ты гори, невидимое пламя» (на стихи Ольги Седаковой). Выразительная, тонкая звукопись, интересное полифоническое развитие голосов, причудливое звучание солирующих сопрано и переклички различных групп хора заворожили слушателей.

Рафинированная, ажурная по колориту Соната для виолончели и фортепиано прозвучала в исполнении солиста Брянского Губернаторского симфонического оркестра Игоря Дорожкина (виолончель) и Оксаны Яснюк (класс преподавателя Кучеровой Натальи Ивановны). Исполнителям удалось передать своеобразие инструментального почерка К.Дебюсси. Фортепианная пьеса Дебюсси «Сады под дождем» мастерски была исполнена Наталией Афониной (кл.преп. Людмилы Ильиничны Урусовой).

Ученик класса Татьяны Михайловны Майдановой Даниил Плетнев представил яркую и убедительную интерпретации первой фортепианной сонаты Сергея Прокофьева, подчеркнул беспредельное жизнелюбие композитора, активность и динамизм изложения, ясность и чистоту стиля, юношеский энтузиазм и непосредственность. Слушательскую аудиторию покорил ансамбль Игоря Дорожкина и Елены Рябковой (кл. препод. Натальи Ивановны Кучеровой), исполнивший Сонатину для виолончели и фортепиано Золтана Кодаи. Виртуозная игра Игоря Дорожкина, богатый тембр виолончели, удивительно благородная манера игры, ощущение импровизационной свободы сделали исполнение сонатины Кодаи незабываемым.

Брянский композитор Владимира Дубинин в ансамбле с Кириллом Акимушкиным (флейта) представил свою пьесу для флейты и фортепиано «Светлана». Пьесу отличает современный язык, выразительная гармония, интересное мелодическое развитие, развернутая партия фортепианного сопровождения. В исполнении К.Акимушкина эта пьеса стала страстным лирическим признанием в любви, наполненным глубоким и искренним чувством. Яркая концертная «Хабанера» Игоря Рехина в исполнении Наталии Афониной и Кристины Зайцевой (кл.препод. Светланы Анатольевны Поляковой) пережила на сцене перевоплощение от зарисовки по мотивам испанской вокальной лирики до сложного диалога двух фортепиано с причудливыми ритмами и неожиданными изломами мелодии.

Передкова Анна (кл.препод. Елены Абрамовны Козловской) представила убедительную и умную интерпретацию двух пьес Алемдара Караманова «Пролог» и «Мысль». Ученик Людмилы Ильиничны Урусовой Даниил Шестаков блестяще исполнил «Токкату» Санкана с мощным по чувству средним разделом и виртуозно динамичным крайними частями. Звуковая мощь, замечательная мелкая техника, размах и хороший вкус исполнения вызвали восторг слушателей.

Кристина Зайцева (кл.преп. Татьяны Михайловны Майдановой) подарила зрителям исполнения двух пьес В. Сильвестрова «Хорал» и «Прерванная сонатина», представляющих значительные трудности для понимания и исполнения. Внезапные гармонические дерзости Сильвестрова, бунтарские динамичные устремления и строгость хорала, богатая звуковая гамма и отточенность исполнения молодой пианистки произвели яркое впечатление на слушателей.

Финальная часть концерта открылась пьесой Софьи Губайдулиной «Allegro Rustico» для флейты и фортепиано в исполнении Татьяны Шеряевой (флейта, кл.препод. Виктора Петровича Савкина) и Ирины Поповой (фортепиано).

Софья Губайдулина – композитор, который занимает в современном искусстве совершенно особое место. Её музыку отличает глубокое содержание, остро современное звучание, высокий уровень требований к исполнителю, поиск новых красок, средств выразительности, исполнительских приемов игры на музыкальных инструментах. Слушатели   чрезвычайно высоко оценили мастерство дуэта Татьяны Шеряевой – Ирины Поповой.

Кульминацией концерта стало исполнение Сонаты для фортепиано № 1 Альбана Берга выпускником колледжа, ныне аспирантом-стажером Московской консерватории им. Петра Ильича Чайковского Кириллом Прокоповым. Слушателей поразила исполнительская манера Кирилла Прокопова, подчеркнувшего напевную красоту и своеобразие мелодичного дарования Берга, глубокий драматизм и страсть его музыки, и показавшего сопоставление и столкновение сложных и противоречивых образов.

Завершилась программа исполнением «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина.  Роман Шилин – студент первого курса музыкального института им. Альфреда Шнитке и концертмейстер колледжа Владимир Осипов подарили зрительскому залу радость встречи с одним из самых популярных и любимых публикой произведений мировой музыкальной культуры.

Слушатели концерта – преподаватели и студенты стоя приветствовали всех исполнителей, участников торжественного открытия фестиваля. Директор Брянского колледжа искусств Светлана Васильевна Осадчая, завершая церемонию, выразила особые слова благодарности всем преподавателям колледжа, которые внесли огромный вклад в дело пропаганды и продвижения современного искусства, сумели передать своим студентам увлеченность такой интересной и сложной темой как современное искусство.

В эти же дни в Клинцовской детской школе искусств им. Евгения Беляева завершилось прослушивание участников детского конкурса исполнителей современной музыки к заключительному концерту.

Дирекция школы приняла решение показать этот концерт в Детской школе искусств п.Сураж, где родился великий экспериментатор и авангардист Николай Рославец.

 Ярким фестивальным событием стало открытие в Брянском художественном музее выставки работ Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола (из частных коллекций). В день презентации выставки специалисты музея развернули широкую интересную панорамную программу, которая позволила воссоздать атмосферу художественной жизни США в 60-е года 20 века.

Мартовская сессия фестиваля современного искусства приготовила для всех любителей современного искусства встречу с работами Анри Матисса (из частных коллекций) заседание дискуссионного клуба в формате «Аподеона», сольный концерт пианистки Елены Абрамовны Козловской, которая известна своей страстной приверженностью идеям современной музыки.

Впереди нас ожидает концерт Московского ансамбля современной музыки с программой, посвященной композиторам нововенской школы и моноспектакль по опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» с участием блестящей вокалистки Дарьи Кудрицкой (г. Москва).

Программа XXX Международного фестиваля современного искусства им. Николая Рославца и Наума Габо набирает темп.

  • Брянская областная филармония
  • Брянский областной колледж искусств
  • Брянский областной художественный музей